Эрих М. Ремарк, «Триумфальная арка»
Жизнь - нечто большее, чем свод сентиментальных заповедей.
© Э.М. Ремарк, «Триумфальная арка»
© Э.М. Ремарк, «Триумфальная арка»
Я долго подбирался к этой книге, по той причине, что это - одно из немногих сочинений Э.М. Ремарка, отсутствующих в моей домашней библиотеке. События «Триумфальной арки» повествуют о немце-хирурге по имени Равик, вынужденном нелегально жить во Франции, в Париже. И если в «Трёх товарищах» и «Время жить и время умирать» события развиваются неспешно, то в «Триумфальной арке» они закручиваются уже с первых строк.
По мере чтения я периодически натыкался на моменты или целые эпизоды, ненавязчиво напоминающие о «Трёх товарищах» и создающие чувство дежа вю: где-то я уже это видел. Тем не менее, роман полностью самобытен, и схожа лишь горстка ситуаций, но не наполнение. Сильная и эмоциональная вещь с яркими, живыми персонажами. История о любви, которая становится не радостью, а обузой и печалью. Местами мозг начинает вязнуть в излишне цветистых оборотах, но текст это нисколько не портит.
Итог Жоан Маду, актрисы, чьим прообразом предположительно послужила Марлен Дитрих, не тронул. Потому, что эта сложная женщина, не ведающая, чего хочет больше, играла с огнём и обожглась. За всё нужно платить. А вот итог Равика зацепил и заставил искренне сопереживать. Очень хочется сравнить с «Тремя товарищами», дабы определить, какой роман понравился больше, но не получается - настолько они разные, не смотря на все характерные черты, присущие стилю Э.М. Ремарка.
Помимо двух ярчайших героев - Равика и Жоан, - хочется отдельно упомянуть мальчика, которого Равик оперировал, и медсестру, ярую католичку Эжени. Образы прочно засели в голове - персонажи второстепенные, но столь же живые, как и протагонисты.Не устаю восхищаться талантом Э.М. Ремарка, подарившего миру столь удивительно красивые произведения о жизни и её хитросплетениях.