Эрнест Хемингуэй, «Фиеста» («И восходит солнце»)


Этот роман в книге, которую я читал, шёл вторым после «Прощай, оружие!», и, надо полагать, неспроста. Если в первом романе поднималась тема войны, то во втором — последствия этой войны. Сам роман повествует о герое по имени Джеймс, американце, живущем в Париже и решившем поехать с товарищами (в числе которых — любимая женщина Бретт Эшли) в Испанию на фиесту.
Текст кажется насыщенным и в нём много ярких персонажей, каждый со своим характером, каждый по-своему дурак, как и все люди. Это произведение о так называемом «потерянном поколении», которое не может найти себя после войны. В сети я наткнулся на один интересный отзыв, в котором шло сравнение «Фиесты» и «Прощай. оружие!». Сказано в этом отзыве было следующее: в «Фиесте» нет никакого осмысления важных вещей, диалоги пусты, а в «Прощай. оружие!» было хотя бы несколько цепляющих философских диалогов.
Я не знаю, чего именно добивался Э. Хемингуэй, но как по мне, то это идеально соответствует тому самому поколению, когда война закончилась, и вот им уже некуда себя деть, нечем заняться, кроме того, чтобы напиваться и страдать, каждый по-своему, не о чем говорить, и незачем философствовать.
Вчера, дочитав роман, я был растерян и слегка разочарован — не такой концовки я ожидал, уж слишком она простая, прозаичная, особенно в сравнении с цепляющими концами «Прощай, оружие!» и «По ком звонит колокол». Но такую концовку нужно как следует обдумать без отрыва от текста, чтобы понять, что иной она просто не могла быть. Никаких трагических смертей, но своеобразная трагедия двух любящих людей, один из которых покалечен на войне, а другая считает себя потерянной и ищет утешения в чужих постелях, и замуж собирается не за любимого, а за такого же потерянного и бесполезного человека. как она сама.
И хочется упомянуть цитату из другого отзыва, на мой взгляд, весьма ёмко и лаконично характеризующую данное произведение:
«Предметы безразличны, люди безразличны, Бог безразличен, мир абсурден и жесток. Реальны только две вещи: алкоголь и эта Эшли Брэд, невыносимая аристократка и потаскуха. Первое лечит от абсурдного мира, второе – делает бессмысленным лечение». ©