Джоан Роулинг, «Гарри Поттер и тайная комната»
Вторая книга поттерианы. Что в творчестве Роулинг прекрасно, так это динамичность: она не стоит на месте и книги становятся немного сложнее, увлекательнее, атмосфернее, расширяются границы созданного ею мира, но всё строго дозировано, без усложнений там, где это не нужно.
Сюжет идёт по рельсам, знакомым с первой части: день рождения Гарри и сопутствующие этому события, путь в Хогвартс, загадка, над которой трое друзей бьются целый год, и финал. Когда-то «Тайная комната» была моей любимой частью, и её есть, за что любить. Например, именно здесь впервые появляется Люциус Малфой — отвратительный, как человек, но интересный, как персонаж. Здесь об основателях Хогвартса рассказывают, как об исторических личностях. Здесь же начинает развиваться история Волдеморта, и если в первой книге он был просто типичным шаблонным супер-злодеем без мотивов и характера, то во второй из плоской картонки он становится более объёмным и интересным. Впервые упоминается и Азкабан, о котором мы не раз услышим в последующих частях.
«Тайная комната» всё ещё сказка, но уже окрасившаяся более мрачными тонами. История движется, будто по спирали, от отправной точки, «Философского камня», к «Тайной комнате», где рамки расширяются, и читателям предстаёт мир волшебников: всё ещё загадочный и плохо освещённый, но уже очерченный первыми штрихами. Общество волшебников живёт по своим законам и со своими проблемами. Например, поднимается тема чистокровия и доминантности одной расы над другой (где-то мы это уже видели, но повторение истории не есть плохо, Мартин свои книги пишет, тоже беря за основу реальные исторические факты, да и в мире, где живут два общества, различных не только с культурной точки зрения, но и по способностям, это абсолютно закономерное развитие событий), и рабства; для всех волшебников нормально иметь раба-эльфа. Это не считается злом, даже Рон (а его родственники не раз преподносились нам как добрые и милые люди) говорит, мол, его мама жалеет о том, что у них нет домового эльфа. Это просто норма, как нормой были в той же России крепостные.
Что действительно разочаровывает, так это финальная битва и концовка книги. В «Философском камне» это прощалось, так как первая книга же, сказка, чего ещё ждать, как не победы по всем фронтам и награды с лихвой? Но вторая задаёт чуть более высокую планку, а рояли лезут просто изо всех щелей. Хотелось бы более сильных и вдумчивых сцен, а не стандартного: «Гарри СНОВА очень-очень-преочень повезло, он всех победил, заработал кучу очков для своего факультета, и Гриффиндор ушёл в отрыв». Помимо этого, из минусов также могу назвать Джинни Уизли. Забегая вперёд: это — персонаж абсолютно плоский, бумажный, пресный, неинтересный и никак не развивающийся. Из книги в книгу она служит лишь фоном для каких-то событий, и мне не вполне понятно, для чего она вообще нужна. Те же Фред с Джорджем или Перси вносят в события некоторое оживление и предстают вполне себе живыми. Джинни — нет.
Не обошлось и без сцен, которые вызывают массу вопросов. Например, ни за что не поверю, что добрая тысяча (плюс-минус) учеников вместе с родителями проходят на платформу 9 3/4 только в одном месте. Это просто нереально. Или почему мистер и миссис Уизли не почесались, обнаружив, что младшего сына и его друга нет, банально трансгрессировать куда-нибудь в туалет (если проход почему-то всё-таки один, и он закрыт), да проверить, куда дети делись? А как все остальные родители обратно возвращались? А финальная сцена с Добби? Такое ощущение, будто Люциус никогда в жизни не переодевался и не бросал никуда вещи. Что мешало Добби подкараулить, выждав момент, поймать положенную/брошенную им вещь и заявить, дескать, он свободен? Почему именно сейчас ему вздумалось поймать этот несчастный носок? А тайная комната? Бьюсь об заклад, что тысячу лет назад не было раковин и труб, так почему именно раковина ведёт в тайную комнату? Неужели те, кто достраивал Хогвартс на протяжении веков ничего не заметили, оборудуя туалеты? И как наследник Слизерина должен назад выбираться, если в комнату ведёт единственный проход — труба? Как Джинни выбиралась оттуда? Пожалуй, это самые интересные вопросы, найти ответы на которые мне так и не удалось даже после долгих размышлений и перечитываний кусочков текста.
Но книге, конечно же, десять баллов, потому что это — «Гарри Поттер» с его бесценной атмосферой, и количество достоинств всё-таки перевешивает количество недостатков.