«Sailor Moon: Crystall»
Спойлеры и литры субъективного мнения.
Посмотрел я, наконец, «Сейлор Мун. Кристалл», знакомство с которым старательно откладывал максимально далеко. Новая «Сейлор Мун», как известно, являет собой адаптацию манги, что, с одной стороны, прекрасно, но с другой — просто кошмарно, ибо с логикой Наоко дружила не всегда, да и сама в интервью упоминала, что очень жалеет о рваном и бешеном темпе повествования, из-за чего манга получилась невероятно скомканной.
Сюжет у новой экранизации всё тот же — борец за добро и справедливость сражается со злом, побеждает его, «…и мы СЧАСТЛИВЫ!», всё такое. Но хоть в оригинальной экранизации и в «Кристалле» от точки «А» к точке «Б» сюжет идёт одинаковыми путями, первая проходит по плодородным цветущим землям, а вторая — по знойной пустыне.
Почему? Ответ кроется в персонажах. В оригинальной экранизации каждый персонаж был ярким, обаятельным, запоминающимся. Даже злодеи были харизматичными — каждый, сука, личность. Притом, личность харизматичная и, опять же, яркая и запоминающаяся. Между персонажами искрит химия. Отношения во многом довольно шаблонны, но шаблоны эти раскрыты.
А что мы имеем в «Кристалле»? Тотально плоских, абсолютно безликих злодеев и чуть менее безликих, но всё-таки плоских героинь. В «Кристалле» пытались как-то раскрыть характеры сэнши, даже набросали их чёткими штрихами то тут, то там, но полноценным рисунком эти штрихи так и не стали. А со злодеями вообще решили не заморачиваться. Единственная, кто, как по мне, наиболее ярко раскрыта, так это Харука Тено. Она индивидуальность, у которой есть свой характер, даже какие-то фразочки, брошенные в определённый момент, которые придают ей объёма. Не могу сказать того же самого про Мичиру Кайо, которая в оригинальной экранизации была одним из самых сложных и глубоких персонажей всей «Сейлор Мун». Химии между Харукой и Мичиру просто нет. Вообще. Даже с лупой не найти. Они просто ходят рядом, да в одной сцене мимолётно обнимаются. Что, в общем-то, вполне соответствует манге — Наоко не большой умелец демонстрировать эмоции и чувства через рисунок. Всё, что она смогла — это создать персонажей с яркими внешностями и интересный оригинальный мир, который аниматоры уже стали развивать (не обойдясь без тупых филлеров, конечно).
Вообще, дотошное соответствие манге — главная беда «Кристалла». Если оригинальная экранизация страдает излишней затянутостью, и как минимум четверть серий можно безболезненно вырезать, ибо они вообще не влияют ни на сюжет, ни на раскрытие героев, то «Кристалл», напротив, мчится вперёд со скоростью локомотива, сшибая на своём пути логику, обоснуй и здравый смысл. Этими тремя зверушками в «Кристалле» даже не пахнет. Вместо того, чтобы взять интересный задел из манги, а сюжетные находки-то действительно были интересны, и развить их, создатели «Кристалла» попросту схалтурили.
Ну и, возвращаясь к персонажам, не могу не отметить огромную разницу в самоподаче персонажей и в целом в их личностях в двух экранизациях, и, как следствие, — в сюжетных ходах. Например, в оригинальной экранизации Усаги Цукино предстаёт перед нами эдаким нытиком в обыденности, который в стрессовой ситуации собирает сопли, наматывает их на кулак и борется до последнего — ради себя, ради друзей, ради всех людей, которых знать не знает, но и зла которым не желает. Кому-то может импонировать её доброта и самопожертвование, кого-то — раздражать, но сложно не согласиться, что посыл-то толковый. А что делает мангашно-кристальная Усаги? Она трижды пыталась покончить с собой, и это только на моей памяти, я мог что-то упустить. Причём, один раз у неё получилось. Честно, не помню, как было дело в оригинальной экранизации — наложила ли она на себя руки, или её убили. Но это стремление чуть что бросаться на меч прям выбесило. Тоже мне, легендарная воительница. Непонятными остались и Харука с Мичиру, причём, ещё со времён чтения манги. Они позиционируются как официальная пара, но при этом Харука спокойно целует Усаги. Также в «Кристалле» явно демонстрируется их обоюдная заинтересованность друг в друге. Да, это хорошо, задел на сложные отношения, проработку чувств, глубину, психологизм… вот только на этом всё и заканчивается. Харука резко забывает о своём влечении к Усаги, Мичиру как ничего не замечала, так и продолжила прикидываться слепой, Усаги также резко забыла о том, что её целовала девушка, и ей, вроде бы, даже нравилось. Всё это вылилось в единственную ссору между Мамору и Усаги, которую и ссорой-то назвать нельзя. Кстати, Мамору, пожалуй, получился более интересным и объёмным персонажем, чем в оригинальной экранизации. Нет, он так и остался
Из-за персонажей страдает и атмосфера. Она в «Кристалле» просто никакая. Похоже на мультик для пятилетних детей. Вроде бы, на экране творится какая-то жесть, насилие, все дела, но не цепляет абсолютно. Потому что персонажи скучны. А ещё — потому что море, МОРЕ пафоса. Невероятно разочаровала сцена с Сейлор Сатурн в третьей арке. В оригинальной экранизации это была трагичная, напряжённая, даже чем-то пугающая сцена, и она, к слову, показала Сейлор Мун со стороны воина, который идёт вперёд до победного. Там появление Сейлор Сатурн пробирало до дрожи — мрачная, немногословная, равнодушная, Сатурн цепляла. В «Кристалле» же она очень много говорит, по делу и без, бросается пафосными фразами про агонию умирающего мира или что-то в этом духе, сама бросается на врага, сама же и возвращается назад. Сейлор Мун служит просто приложением. Естественно, тема оригинального аниме с тем, что Сейлор Сатурн — и мессия тьмы, и мессия света, даже не затронута, в манге-то мессией света была Сейлор Мун.
Негативно на атмосфере сказывается и музыка. Она ужасна. Я знаю, что многим она нравится, но я не могу это слушать. В оригинальной экранизации каждый трек был сильным для своего жанра, интересным и заслушивался до дыр. В «Кристалле» же музыка больше походит на дешёвый альбом начинающей поп-группы, у которой нет вообще никакого звучания. Полный ноль.
Не могу не отметить и анимацию. К третьей арке она стала получше, особенно это заметно на аутерах — их постарались нарисовать красивыми. Профили так вообще загляденье. Но то, что было в самом начале, — это просто кровь из глаз. Кислотно-карамельная картинка, убогая 3D-анимация, кривая рисовка с плавающими по лицу глазами, руками-макаронинами, ногами-спичками и шеями-веточками. И в оригинальном аниме были проблемы с пропорциями, но это смотрелось органично, а в «Кристалле» персонажи выглядят какими-то монстрами, сбежавшими из Кунсткамеры или из лаборатории доктора Томое.
Кстати, о докторе Томое. Расстроило, что Фараон 90 появился во плоти, а не остался за кадром. Да и Металлия тоже. Такие боссы, которых нужно завалить, чтобы перейти на следующую локацию, не вызывают абсолютно никаких эмоций, ибо они даже не хуманизированы, а сопереживать борьбе с гипер-злом, которое пафосно гогочет и жаждет захватить мир просто потому что — нет, спасибо.
Вообще, я вот одного не понимаю. У создателей было дохреналлион времени на то, чтобы подготовить релиз. Они всё равно не успели к срокам, ну так что мешало не тупо экранизировать клише девяностых, а создать что-то своё? Они же осовременили гаджеты и одежду героинь, почему нельзя было и само аниме переработать так, чтобы оно соответствовало нынешним реалиям? В частности, я говорю о том, что вселенское зло, пафос и ещё больше пафоса на фоне перевоплощений давно изжило себя. Оно было актуально в девяностых, но, чёрт возьми, не в нынешнее время. Почему нельзя было взять за основу сюжет манги, как и планировалось, дать больше экранного времени второстепенным героям и позволить им проявить самостоятельность, а не служить фоном, проработать сценарий и избавиться от дикого количества штампов и откровенной тупости? А заодно не крутить всё произведение вокруг Сейлор Мун. Да, она главная героиня, но вспомним «Сердца Пандоры». Главный герой тоже есть, события крутятся вокруг него, но мир — нет, и люди — нет. У каждого персонажа своя боль, свои мотивы, а тот, кто когда-то казался второстепенным героем, может внезапно выйти на передний план и затмить собой всех прочих, ставя сюжет с ног на голову. Да, я понимаю, что жанры разные. Но в чём смысл делать то же самое, что у нас уже есть? Законы жанра претерпевают изменения со временем. Такое ощущение, что создатели «Кристалла» держат зрителей за тупых дегенеративных девочек десяти лет. В то время как основной костяк поклонников — это люди, которым уже сильно за двадцать, они умеют мыслить логически. Я очень хотел, чтобы «Сейлор Мур» хотя бы немного усложнили, углубили и создали новый шедевр своего времени.
Хер мне.
У меня не полыхает до небес, как полыхало от второго сезона «Кея», но всё-таки слегка горит. Ибо я никогда не понимал, что при просмотре аниме, что при просмотре фильмов, почему, ну ПОЧЕМУ эти люди не понимают, что они творят херню? Почему они не могут посмотреть на свою анимацию и увидеть, что она крива, как бухая марьиванна? Почему не могут посмотреть на лицо персонажа и увидеть, что голубой глаз Мамору уплыл в столь же голубые дали? Это же не новый онгоинг, это ремейк легенды, он должен быть вылизан до блеска! Почему не могут прочитать сценарий и понять, что «А давайте все вместе помолимся луне, и случится ЧУДО» — это ТУПО, это ОЧЕНЬ ТУПО, это НЕРЕАЛЬНО ТУПО? Да где ж вы раньше-то были, болезные? Сядьте на коленки, помолитесь луне трое суток, и пусть сразу даст вам хай лвл, хули страдать-то?
Шла третья страница, мой лексикон становился всё отчаяннее хдд
В общем. Резюмируя. Из плюсов: кое-где красивая рисовка, интересные персонажи, отсутствие затянутости, отсылки к творчеству Икухары. Из минусов: кривая рисовка, убогая анимация, пустая и скучная музыка, плоские герои, плоские злодеи, полное отсутствие логики в поступках, полное отсутствие внутренних законов мира. Да, законы мира — это боль «Кристалла». Потому что магия здесь — это огромнейший такой роялище, который торчит из кустов и воет: «ну сыграй же на мне, Валера, ну пожалуйста!» К Наоко претензий не имею, как умела, так и нарисовала, а в оригинальной экранизации хотя бы немного пытались в обоснуй. В «Кристалле» обоснуй мирно повесился на ближайшем суку, и магия начала вести себя так, как удобно героям. Вот тут мы хотим пострадать, вот здесь мы красиво ляжем на асфальт и раскинем ручки и ножки, но лежать нам неудобно, поэтому в следующей серии мы подскочим, покричим «Сила Луны!» и понадеемся, что это решит все наши проблемы. Опа, надо же, решило. Продолжаем в том же духе! Ничего не зависит от нас самих, не нужно сражаться, всё равно проиграем, нужно просто помолиться планете или подождать, пока тупая Сейлор Мун сама это сделает!
Ну нахуй, короче, эти ваши ремейки. Я очень жду мою любимую, после арки с Граалем, арку Сейлор Звёзд, и заранее готовлю платки и тазик под кровь из глаз. Ибо я уже знаю, что всех сэнши нарисуют на одну-две серии, абсолютно пустыми и безликими, и смысла во всём этом будет ноль.
Пойду, выпью.