звёзды смотрят вниз
Габриэль Гарсиа Маркес, «Сто лет одиночества»
На страницах романа раскрывается история семьи Буэндия, которая, по своей сути, есть зеркало, отражатель истории Латинской Америки. Об этом сказано не только в аннотации на обложке, но и почти прямым текстом в конце самой книги. К сожалению, мои знания о Латинской Америке скудны, из истории о ней я почти ничего не знаю, потому вся зеркальность прошла мимо меня и я воспринял текст исключительно как художественный вымысел.
Странная книга. Мне остались непонятны восторги тех, кто величает «Сто лет одиночества» величайшим романом двадцатого века. Возможно, я чего-то не понимаю в литературе.
О такой книге трудно сказать: «Понравилось» или «Не понравилось». «Сто лет одиночества» - это переплетение судеб членов одной большой семьи, переплетение имён и поколений. Персонажи живые, яркие, запоминающиеся, настоящие люди, погрязшие в своих пороках. Чтение затрудняли непривычные испанские имена, и даже к финалу я так и не привык к этому набору букв, учитывая, что многих персонажей зовут одинаково. Даже персонажами-то их язык не поворачивается назвать. Хорош и стиль Маркеса - иногда встречались потрясающе красивые сравнения, чувственные описания любви, насыщенные мелочами, создававшими полную и цельную картину, иногда - совершенно человеческая и привычная жестокость, оставлявшая неприятный осадок.
Первая половина книги шла трудно, а вторую я проглотил залпом. Впечатлил взгляд автора на человеческую жизнь не с точки сюжета, где герой встречается читателям, свершает свою миссию и уходит в закат со страниц книги, а нам остаётся домысливать его будущее, а с высоты самой жизни. Человек родился, прожил пустую бессмысленную жизнь, или жизнь, наполненную кровью и смертями, испытал трагедии, сломался или дотянул до старости, и умер. Взгляд на сто лет одиночества одной семьи. Именно это, а так же - сильная концовка, которую я перечитал несколько раз, впечатлило и зацепило.
В целом впечатления довольно путанные и неясные. Возможно, эта книга из тех, для которых нужно время и вкус которых можно распробовать лишь со второго, а то и с третьего раза. Не считаю Маркеса лучшим писателем, чем Хемингуэй или Ремарк, но равнодушным его роман точно не оставил.