звёзды смотрят вниз

Роберт Джордан, «Око мира»


Об этом цикле я наслышан столько же, сколько и о ПЛиО Мартина. Его называют классикой фэнтези, восторгаются и восхваляют, потому, не сдержавшись, я взялся за первую книгу джордановского цикла «Колесо времени».
Восемьсот страниц ни о чём. Невнятный пролог полон пафоса. Пафос всюду, в каждой строке, в каждом слове. Пролог этот практически не связан с основным текстом, что несколько удручает.
Сюжет повествует о тихой деревеньке Хоббитания Междуречье. Однажды там появляется загадочная женщина и выдёргивает трёх юношей, бросая их в бурлящие воды путешествия. На протяжении всего романа глаза режут чёткие аналогии с властелином колец. Три товарища - хоббиты, один из них - спокойный и уравновешенный Перрин (Сэм), второй - раздолбай и балагур Мэт (Мерри и Пин - два в одном), ну а третий - протагонист, главный собиратель бед на свою голову (Фродо). Компанию им составляет женщина Айз-Седай (местный аналог волшебников) по имени Морейн, и её угрюмый спутник Лан (Арагорн, его более мрачная и каменная копия, ибо даже кровь у них у обоих королевская). Ну и странствующий бард Том (Гендальф). За героями охотятся страшные существа троллоки (орки) и жуткие создания Мурдраалы - всадники в чёрных плащах и с заколдованными клинками (Назгулы). Сюжетные ходы также повторяют «Властелин колец». Один только подвиг Тома, когда он бросился на врагов и крикнул деревенским парням «Бегите!» чертовски напоминает сцену с Гендальфом и Балрогом. Позднее объявился и местный аналог Горлума. Глав.гад ничем существенным от Саурона не отличается, скучно даже. А ещё я встретил в тексте легенду о короле, которого своими лживыми речами травил его советник. Подробностей не помню, но в памяти мгновенно всплыл конунг Рохана.
В целом, светлые моменты есть. За некоторыми событиями интересно наблюдать, но слог Джордала столь тяжеловесен, что в нём увязаешь и тонешь. Много описаний - это хорошо, но поданы они неимоверно скучно. Персонажи напоминают вырезанных из картона - у каждого имеется парочка ярких черт, и на этом герой зациклен, ничего нового в нём не открывается. Концовка невнятная и скомканная, как будто Джордану надоело и он решил поскорее избавиться от первого романа и начать новый.
Но больше всего расстроила позиция добра и зла. Добрые здесь только добрые, до тошнотворной белизны, а злодеи - все плохиши поголовно. Разве что исключая Айз Седай, довольно неоднозначных личностей, и Детей Света, в которых без труда можно узреть аналог земной Святой Инквизиции. У главных героев включён стадный инстинкт - сами они ничего не решают, послушно бредут за главарём и совершенно не способны самостоятельно принимать решения.
Не могу не процитировать отзыв с фантлаба, вернее - его часть, отлично характеризующую книгу:
«Тупым протагонистам — тупые враги. Сделано! Троллоки, видимо, получались из скрещивания особо «одаренных» представителей орочей породы с кабанами. Мурдраалы (кто-кто?) — назгулы лайт. Тактике не обучены. Ну главзлодей (как минимум, по уделенному ему обьему) — Ба'алзамон. Насылает на Ранда кошмары, демонически хохочет, угрожает, говорит пафосно-глубокомысленными фразами. Не думает». ©
Остаётся надеяться, что последующие тома окажутся более оригинальными, а тонн пафоса станет меньше.

@темы: Библиотека прочитанных книг, Книги