звёзды смотрят вниз

Джоан Роулинг, «Гарри Поттер и узник Азкабана»


Продолжение повторного знакомства со вселенной Поттерианы. Со спойлерами.
Многие рецензенты справедливо отмечают, что именно с этой, третьей книги цикла повествование становится более мрачным — морально и психологически, не утрачивая, впрочем, своей сказочности. Также ранее мной упоминалась потрясающая динамичность, но придётся повториться, ибо Роулинг мастерски наполняет выдуманный ею мир красками и подробностями, не стремясь впихнуть всё в одну книгу и раскрывая те или иные детали постепенно. Например, именно в этой книге происходит подробное знакомство с дементорами и Азкабаном, о котором Роулинг, забрасывая крючок, уже упоминала в «Тайной комнате». Родители Гарри становятся не просто безликими призраками, кое-как очерченными парой слов по типу: «Гарри, у тебя был отец, и он был классный», а вполне себе объёмными персонажами, у которых было своё, захватывающее прошлое. К числу удачных и ярких находок можно отнести и автобус «Ночной рыцарь», и Хагрида в его новой должности (что проистекает прямиком из предыдущей книги), и Мародёров с их знаменитой картой (с которой, впрочем, возникло множество непоняток, например, какого чёрта близнецы Уизли за три года не задумались: откуда в спальне Гарри, Рона, Невилла, Дина и Симуса взялся индивид по имени Питер Петтигрю), и дементоров с патронусами, и анимагию. Очень спорная штука, однако, — это маховик времени. Да, можно за уши притянуть причины того, что в первой войне с Волдемортом их не использовали, но это будет именно что притянуто, и никакого объяснения этому Роулинг в дальнейшем не даёт. А ведь маховики времени под контролем министерства магии и, как следствие, мракоборцев, — это огромная сила. Которую могут в любой момент пустить в ход, раз уж дали разрешение на использование тринадцатилетней ученице (просто — Фадж, серьёзно?..). А ещё очень странно звучало предупреждение от Гермионы: «нас никто не должен видеть» и то, что ей запретили говорить про маховик времени. То-есть, весь учебный год её не волновало то, что она постоянно светится в двух местах, и что любой мало-мальски внимательный студент способен заметить, что Гермиона бывает сразу на всех уроках, которые ведутся параллельно? О какой секретности вообще речь?
Помимо маховика и карты, впрочем, больше не к чему придраться, и это радует. Либо я, зачитавшись, ничего не заметил, либо Роулинг всё-таки стала думать над тем, что пишет. Да и столь нелюбимый мной приём «точки зрения всезнающего автора» как-то исчез, проскальзывая в редких местах.
О персонажах. Рон всё так же тормозит (за что мы его и любим). Гарри перестал быть никаким (в моменте с тётушкой Мардж проявил какой-никакой, но характер) и получать всё задаром (в частности, речь о патронусе). Гермиона стала вдруг истеричной и не очень хорошо себя контролирующей особой, но это вполне обосновано, учитывая пубертатный период и кошмарное расписание — от такого только коням дохнуть. Драко всё такой же отвратительный (и это печалит, уж больно любит Роулинг делать героев абсолютными, несмотря на все попытки в последних томах привести их к естественной человеческой «серости»). Неприятно удивил Северус Снейп. Он, безусловно, не самый лучший человек, но в этой книге он прописан как-то особенно мерзко, несмотря на то, что я огромный фанат этого персонажа. Дамблдор появляется буквально по капле то тут, то там, но радует, что из всезнающего и всемогущественного волшебника он стал вполне себе могущественным, но всё-таки человеком, который тоже может быть озадачен или обведён вокруг пальца. Безумно понравился профессор Ремус Люпин, ставший одним и любимых персонажей, и Сириус Блэк, который в молодости был той ещё сволочью, как мы в дальнейшем узнаем, но сволочью обаятельной, с изломанной судьбой, но не сломавшийся.
Следует отметить изменение структуры повествования. Книга уже не заканчивается всеобщим триумфом, когда Гарри одной левой всех победил и пожинает теперь лавры своей отваги. Концовка вышла горько-сладкой. Вроде бы и всё хорошо, но вместе с тем есть некоторая нотка горечи из-за того, что всё вышло совсем не так, как того хотелось персонажам. И отдельно порадовал упор на квиддич, которому было посвящено много глав и крайне эмоциональных переживаний героев. Вуд просто прекрасен в своём энтузиазме спортсмена до мозга костей.
Хотел написать два предложения, а вышло как всегда. О Гарри Поттере и его приключениях можно говорить часами, чего уж тут.

@темы: Библиотека прочитанных книг, Книги